Обращение со взрослыми, как с детьми

Автор: Джейсон Соренс, AIER
Перевод: Елена Тихонова, сторонник московского отделения ЛПР

Источник: https://www.aier.org/article/treating-adults-like-children/

Недавно в Новой Зеландии был принят закон, навсегда запрещающий продажу табака любому лицу, родившемуся 1 января 2009 года или после этой даты. Именно так. Если вам не повезло родиться в этот день или позже, вам навсегда будет запрещено курить сигару по праздничному случаю или смаковать трубку росистым летним вечером.

Новый закон — часть растущей в западном мире тенденции относиться ко взрослым, как к детям. Экспериментируя с понижением возраста голосования до 16 лет, правительства в то же время повышают возраст, в котором мы можем вступать в брак, работать, заниматься сексом, владеть оружием, употреблять алкоголь — и да, курить. Логика, по-видимому, заключается в том, что молодые люди достаточно рациональны, чтобы принимать решения, касающиеся жизней всех окружающих, но не своей собственной.

Закон Новой Зеландии не просто повышает возраст для курения, он полностью запрещает покупку табака всем, начиная с определенного поколения. Иронично, что Новая Зеландия легализовала использование марихуаны в медицинских целях и едва не разрешила рекреационное. Калифорния рассматривает аналогичный закон о полном запрете табака, хотя там тоже легализована травка.

Очевидно, мы так и не извлекли уроков из сухого закона, несмотря на глобальную тенденцию к легализации марихуаны. В нашей культуре всё ещё отсутствует сколь-либо последовательное понимание того, что здравомыслящие взрослые люди должны быть свободны жить своей жизнью до тех пор, пока они не причиняют вреда другим. Напротив, политики, похоже, просто поощряют группы, которые им нравятся, и наказывают те, которые не нравятся. Курильщики — по большей части «синие воротнички», среди них меньше белых и имеющих высшее образование, они часто имеют подозрительные консервативные склонности — эти люди лёгкая мишень для политиков.

Конечно, можно привести доводы в пользу того, чтобы отговаривать взрослых от употребления веществ, которые необратимо подрывают способность к рациональному принятию решений. Но абсурдно утверждать, что употребление табака не может быть частью чьего-то разумного представления о хорошей жизни. Летом я иногда курю трубку; это созерцательное и расслабляющее занятие. Я курю так редко, что никогда не имел зависимости, и в медицинской литературе утверждается, что риски, связанные с дымом из трубки, который не вдыхается, при такой частоте столь малы, что их невозможно измерить. Оправдывать полный запрет табака, основываясь на рисках для здоровья, ненаучно, не говоря уже о том, что такой запрет посягает на человеческое достоинство.

Когда правительство обращается со взрослыми как с детьми, когда оно криминализирует наше стремление к счастью, что происходит с нами? Начинает ли атрофироваться наша способность делать самостоятельный выбор, взвешивать риски и выгоды, выносить независимые суждения?

Джон Стюарт Милль считал, что да. В своей знаменитой книге «О свободе» английский философ защищал свободу «экспериментов в жизни». Он утверждал, что человеческий прогресс проистекает из обдумывания, обсуждения и проверки новых мыслей. Без способности действовать в соответствии с нашими идеями — с необходимой оговоркой, что мы делаем это за свой счёт и без нарушения прав других — у нас не было бы возможности протестировать эти идеи и посмотреть, какие из них работают.

Милль и сам иногда был непоследователен, но его основное утверждение о том, что человеческий разум растёт и процветает, когда он не ограничен одним единообразным планом жизни, кажется неоспоримым. Эта свобода играть с идеями и извлекать уроки из опыта теперь находится под угрозой.

В 2020-х годах даже думать или говорить о политически некорректном поведении или мнении зачастую опасно для нашей карьеры и социального положения. По мере того как всё больше решений о личном образе жизни становятся незаконными, не потеряем ли мы вообще способность делать собственный выбор и самостоятельно определять ценность, которую мы придаем физическому здоровью в узком смысле, в противовес счастью в более широком смысле? Не станут ли новые войны с наркотиками, сексом, оружием и многим другим войной в наших умах?

С повсеместным распространением социальных сетей и растущей ролью искусственного интеллекта в объединении данных со всего Интернета стремление запретить эксцентричный и непопулярный образ жизни может усугубить растущую тенденцию отказа людям в доступе к веб-хостингу, финансовым услугам и трудоустройству. Сейчас больше, чем когда-либо, те из нас, кто просто хочет иметь возможность думать по-новому и пробовать новые вещи, должны защищать права тех, чей образ жизни мы, возможно, не хотим копировать. Относитесь к взрослым, как… к взрослым.

Джейсон Соренс, доктор философии, является старшим научным сотрудником AIER. Он также является главным исследователем готовящегося к изданию Атласа зонирования Нью-Гэмпшира. Джейсон ранее был директором Центра этики в обществе при колледже Святого Ансельма. В ходе своих исследований он написал более 20 статей в рецензируемых журналах, книгу для издательства McGill–Queens University Press под названием «Сепаратизм» и дополняемую раз в два года книгу для Института Катона «Свобода в 50 штатах» (совместно с Уильямом Ругером).

Его исследования сосредоточены на жилищной политике и регулировании землепользования, государственной политике США, налоговом федерализме и движениях за региональную автономию и независимость по всему миру. Он преподавал в Йеле, Дартмуте и Университете в Буффало и дважды получал награды за лучшее преподавание на своем факультете. Он живет в Амхерсте, штат Нью-Гэмпшир.