Робин Гуд в мультфильме Диснея

Сергей Веневитинов, член московского областного регионального отделения ЛПР

Одним из самых неоднозначных с политической точки зрения персонажей в мировом фольклоре, несомненно, является Робин Гуд. Его называют воплотителем как коммунистических, так и либертарианских идей. В этом тексте попробуем разобраться, кто же он — преступник или защитник граждан от агрессивного насилия, воплощение принципа «Отобрать и поделить» или борец с государством и институтом налогообложения.

1. Отобрать и поделить

– Я избрал для себя особую миссию. Я охочусь за человеком, которого хочу уничтожить. Он умер много столетий назад, но пока в человеческой памяти не будет стёрто последнее воспоминание о нём, мир не станет местом, где возможна достойная жизнь.
– Кто этот человек?
– Робин Гуд…
(с) Айн Рэнд

В фольклоре это не всегда так, но в массовом сознании (по крайней мере, российском) наиболее распространено восприятие Робина Гуда в качестве того, кто грабил неких абстрактных богатых и раздавал эти деньги бедным. Так сказать, отбирал и делил «по справедливости». И воспринимается при этом как однозначно положительный герой. Если же разобраться, то Робин Гуд в таком восприятии — персонаж исключительно отрицательный — не только с позиций либертарианства, но и с моральной, утилитарной и легистской точек зрения.

Более или менее общепринятой сегодня считается справедливость принципа формального равенства, а также недопустимость воровства и грабежа. Из чего следует, что грабить нехорошо — как богатых, так и бедных, а значит — Робин Гуд никто иной, как преступник. А если вспомнить, что он ещё и активно собирал по свои знамёна и укрывал от закона различных отпетых уголовников, наш герой получается ещё создателем и главарём ОПГ.

Раздавать деньги (даже если ты их добыл честным путём) бедным — тоже сомнительное предприятие, ибо в долгосрочной перспективе правильнее инвестировать в бизнес (которым владеют в той или иной степени богатые люди), чтобы тот создавал рабочие места для бедных, которые смогут зарабатывать собственным честным трудом, а не жить на подачки от государства или благотворительных ассоциаций типа Robin Hood Inc.

Так почему же преступник и плохой инвестор считается многими положительным персонажем, а его распределение (награбленных, напомню) средств — справедливым? А потому что представления о справедливости со времён средневекового английского крестьянина претерпели некоторую эволюцию в сторону гуманности. На эту тему хорошо написал известный писатель и публицист Александр Петрович Никонов:

«А какие у примитивных людей понятия о справедливости? Примитивные. Отнять и поделить. Это вполне по-крестьянски — последний кусок хлеба разделить пополам с другом. Да и отчего бы не разделить этот кусок тому, кто, кроме этого куска, всё равно больше ничего не имеет? Кому нечего терять, тот всегда охотно делится, поскольку не теряет практически ничего, зато разменивает пустяк на приятное чувство собственного благородства.
Отнять у зажравшихся богатых и раздать голодающим бедным — этот простой крестьянский закон справедливости, восходящий к робингудовским временам, по сию пору воспевается романтически настроенными дураками».

2. Налоговые вычеты.

Но, если обратиться к фольклору — литературе и кино, часто можно встретить несколько иной образ Робина Гуда. Там он уже борется не просто с богатыми, а с беспределом государственной налоговой системы — неоправданно и спонтанно повышаемыми принцем Джоном налогами и насильственными методами их сбора. Такой образ Робина Гуда показан, например, в классическом диснеевском мультфильме.

С этой позиции Робин Гуд уже предстаёт чуть ли не либертарианцем. Ведь даже современные налоговые системы (не говоря уже о средневековой Англии) являются по сути институализированным грабежом от имени государства (или монарха). А противостоять грабежу и возвращать людям насильственно отобранные деньги и имущество — это уже вполне благородная цель. Но остаётся самый сложный вопрос — какими средствами эта цель достигается…

3. Грабь награбленное?

А вот методы нашего героя — весьма сомнительные, мягко говоря. Получается, что он устраивает самосуд и подменяет собой институты полиции и судов, по собственному усмотрению решая, что какие законы справедливы, а какие нет, вынося и приводя в исполнение приговоры и перераспределяя средства. Конечно, тот же принц Джон делает всё то же самое, имея на это не сильно больше прав, чем Робин, но сей факт не оправдывает подобных методов. Также стоит вспомнить, что наш персонаж не чурается убийств, издевательств над представителями власти вроде раздевания их, изъятия лошадей и оружия, мелкого воровства и прочего. Вкупе всё это даже ради благородной цели борьбы с государственным беспределом, хотя и добавляет бывшему Роберту из Локсли шарма в глазах обывателей, не позволяет с полным правом называть его либертарианцем и образцом нравственного поведения.

4. Итоги

Так кем же был знаменитый Робин Гуд? К сожалению, вокруг его образа ходит такое множество противоречивых легенд, что составить какое-то однозначное представление о нём не представляется возможным. Как к нему относиться? Всё зависит от того взгляда на персонажа, который вы выбираете. Здесь я лишь показал, какие есть варианты и как можно смотреть на это с либертарианской точки зрения.

Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции и не является официальной позицией Либертарианской партии России.