Оговорка Локка — это не то, что вы думаете
Карл Франко, активист московского отделения ЛПР
Ни одна идея не вызывает споры среди либертарианцев и не используется одновременно явными антилибертарианцами для оправдания этатизма так часто, как «оговорка Локка» для принципа гомстеда. При её обсуждении, как правило, ссылаются на следующие два места в пятой главе «Второго трактата о правлении» Локка:
и
Вырванные из контекста, эти цитаты создают впечатление, будто Локк налагает ограничения на приобретение вещей в частную собственность: если из-за гомстеда возникает сокращение объёма или качества ресурса, то тем самым гомстедер якобы наносит ущерб другим людям. Однако всё гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Локковский коммунизм? Не так быстро
Разного рода левые любят записывать Локка в свой лагерь, ошибочно полагая, будто тот считает владение земельным участком, превышающим размер, необходимый для удовлетворения базовых потребностей владельца, нарушающим его оговорку и потому противозаконным. Собственность каждого, согласно их трактовке Локка, должна ограничиваться «тремя акрами и коровой» по завету Честертона. Напротив, Локк уверенно отвергает всякого рода дистрибутизм и оправдывает генезис крупных владений:
Локк прямо называет имущественное неравенство честным и проистекающим из добровольного согласия людей. Он хвалит политику тех правителей, которые гарантируют защиту собственности, полученной честным усердием людей, в том числе крупных землевладельцев:
Комментируя эти рассуждения Локка, философ Эрик Мак удачно пересказывает его позицию: так как труд формирует основную часть богатства, даже те, кто в результате чужих актов гомстеда испытывают недостаток ресурсов для собственного присвоения, выиграют от увеличения масштаба и интенсивности производственной активности других. Действительно, Локк говорит о земледельцах как об увеличивающих общее достояние человечества, а не уменьшающих его:
Позиция Локка настолько далека от джорджизма, возлагающего на земельных гомстедеров ответственность за дефицит земли, насколько вообще возможно. Из его слов невозможно вывести идею о том, будто гомстед является преступлением и должен караться штрафами. Совсем наоборот, Локк прямо заявляет, что гомстед «исключает общее право других людей». В этой ситуации невозможно обосновать никакие налоги или иную дискриминацию против гомстедеров в пользу третьих лиц, не участвовавших в присвоении. Труд первых исключил всякие права последних.
Эта цитата также позволяет понять, что, говоря об общих «запасах человечества», об «общем владении землей» и о том, что «земля и все на ней находящееся… принадлежат всем людям сообща», Локк вовсе не имел в виду права именно в юридическом смысле, влекущем определенные правовые, социальные последствия, а, скорее, описывал происхождение справедливого правопорядка из завета между Богом и человечеством в лице Ноя. Аналогичным образом Локк рассматривает земледельцев как ценных членов общества, в рамах рыночных процессов снабжающих своим продуктом тех, кто нуждается в нем, при этом Локк не отступает от идеи частной собственности на землю:
Локк не разделяет права собственности на пучок титулов, принадлежащих одновременно как гомстедеру, так и «всему человечеству»: гомстед полностью делает невозможными любые притязания представителей остального человечества на вещь. Перевод локковского выражения «принадлежащий всем сообща» на юридически корректный язык звучал бы как «ничейный», «бесхозяйный». Соответственно, выведение негативных легальных последствий, санкций за гомстед не представляется возможным, так как ничьи права не нарушаются гомстедом самим по себе. Единственным правовым последствием «общего владения землей» является признание приобретенной, но брошенной, неиспользуемой вещи ничейной, то есть доступной к присвоению любыми желающими:
И если потерю прав на вещи, которые испортились и вернулись в состояние до гомстеда, будучи брошенными гомстедером, с натяжкой можно признать перераспределением имущества (но это спорно, ведь вещь фактически утратила ту связь с личностью гомстедера, которая выделяла ее из числа ничейных), то отношение к нетронутым, но огороженным вещам как к вообще не присвоенным невозможно считать перераспределением: такая вещь попросту никогда не поступала в чью-либо собственность (в отличие от земли непосредственно под оградой, обеспечивающей опору этому строению). При этом, как мы ясно видим, Локк не оставляет никакого оправдания для джорджистской или любой другой псевдолибертарианской бюрократии, штрафующей честных гомстедеров в пользу несобственников.
Стоит также отметить, что Генри Джордж и его последователи лукавят, заверяя нас, будто «предлагают оставить землю в частной собственности отдельных лиц, сохраняя за ними право дарить, завещать, продавать её, но лишь обложив её в пользу общества налогом». Обложив налогом один конкретный тип вещей, они на деле отрицают права собственности на этот тип вещей, так как обязанность владельцев этих вещей платить невладельцам явно проистекает не из договора, а значит, эта обязанность деликтная (какой-либо третий генезис обязанностей в либертарианстве не предусмотрен). То есть речь идет о штрафе против правонарушителя — незаконного владеющего несобственника — в пользу законных невладеющих собственников. Как было замечено ранее, такой коммунистический подход к собственности чужд Локку.
Впрочем, даже если ради мысленного эксперимента ненадолго проигнорировать защиту Локком частной собственности и допустить его согласие с земельным коммунизмом, то джорджисты, дозволяющие гомстедерам оставаться владельцами и лишь ограничиваться денежными компенсациями в пользу жертв, по-прежнему представали бы оппонентами Локка и даже нарушителями его «оговорки» (в джорджистской интерпретации): вместо того, чтобы согнать правонарушителей с чужой земли, джорджисты, по сути, вступали бы с ними в преступный сговор, принимая от них взятки (Джордж не требовал от правительства распределять налоговые поступления между негомстедерами, т.е. правительство могло распорядиться деньгами по своему усмотрению) и оберегая своих соучастников от справедливого гнева жертв, пытающихся реализовать свои нарушенные права на украденную у них землю. Локк — будь он не либертарианцем, а земельным коммунистом — просто посчитал бы неправомерный гомстед недействительным (в соответствии с его последней приведенной выше цитатой) и подтвердил бы правомочность претензий новых гомстедеров, а не стал бы придумывать бюрократический аппарат для легализации преступлений.
В то же время попытка обосновать трудами Локка коммунизм только в отношении земельных владений оказалась бы недостаточной, ведь гомстед чего угодно представляет собой извлечение из общего. Если по джорджистской логике тот, кто присвоил некий кусок земли, заслуживает налогообложения за то, что у других из-за него стало меньше земли, то было бы последовательным признать, что и тот, кто, к примеру, срубил дикое дерево, виновен в том, что у других стало меньше деревьев, и т. д. Однако у джорджистов круг регулирования ограничен. Почему охотникам, рыболовам и прочим занимающимся примитивным ремеслом, реально способным причинить неудобства и вред другим (собрал слишком много дичи и рыбы — не оставил ничего пришедшим после тебя, а то и вовсе вызвал экологическую катастрофу) прощается то, что не прощается цивилизованным гомстедерам-земледельцам, согласно Локку увеличивающим, а не уменьшающим общее достояние?
Третьим явным противоречием джорджизма локковским рассуждениям является территориальная ограниченность джорджистской интерпретации оговорки Локка. Джордж обосновывает требование ввести земельный налог дефицитом земли в одном из штатов, хотя Локк пишет о том, что любой чувствующий себя обделенным может пересечь океан и найти нетронутую землю в глубине другого материка:
Может показаться, будто эта цитата Локка согласуется с популярной интерпретацией его оговорки как ограничивающей масштабы гомстеда, однако речь идет лишь о том, что жившие в эпоху изобилия ресурсов первые поколения людей не нарушали оговорку Локка. По данному отрывку невозможно с уверенностью судить, как именно работает механизм ее нарушения и какие именно поступки запрещены. Чуть позднее я объясню, где находится ключ к верному пониманию оговорки Локка.
Пока подведем промежуточные итоги вышесказанного, противопоставив Локка джорджистам (а заодно — и прочим земельным и любым другим коммунистам):
Локк недвусмысленно утверждает , что присвоение в собственность исключает «общечеловеческие» права. Джорджисты же полагают допустимым как-то компромиссно совмещать эти два режима.
По Локку, нарушение приводит к тому, что присвоение считается недействительным и вещь уходит первому не нарушающему гомстедеру. Джорджисты считают присвоение действительным даже в случае нарушения, но накладывают на «собственника» финансовые обязанности перед правительством.
В отличие от джорджистов, Локк не устанавливает территориальных рамок. В своей интерпретации его оговорки джорджисты игнорируют ее планетарный масштаб.
Диггеры — одни из первых коммунистов, отрицавшие частную собственность (в том числе на землю), которым противостояли первые либертарианцы (левеллеры и индепенденты), — являются настоящими предтечами джорджистов, а вовсе не Джон Локк.
Впрочем, отсутствие связи с либертарианством и корней в локковской теории — это даже не самая главная проблема джорджизма: наиболее болезненным для него оказывается столкновение с реальностью, в которой эффективное сельское хозяйство больше не зависит от наличия огромных полей. Гидропоника, искусственный свет, автоматизация, ГМО и прочие достижения прогресса позволяют выращивать тот же объем продукта на гораздо меньшей территории. Несмотря на возросшие потребности человечества, вместо острой нехватки земли для возделывания мы наблюдаем, как бывшие участки пахоты вновь зарастают дикой растительностью, брошенные земледельцами.
Сервитуты
Итак, если оговорка Локка — не о земельном коммунизме, то о чем же она? Наиболее убедительным представляется отождествление оговорки Локка с сервитутами на те ресурсы, которые физически невозможно присвоить в полноценную собственность («общественные блага») и которые необходимы для функционирования частной собственности. К примеру, гомстедер начал забирать из течения реки некоторый объем воды. Остальной объем воды в реке не становится от этого его собственностью, он, согласно выражению Локка, «остается для общего пользования других». Если же некто построил дамбу и перекрыл обладателю сервитута водный поток либо стал выбрасывать в реку отходы, делая воду непригодной, то он нарушил условие о «достаточном количестве и того же самого качества» и тем самым стал должником обладателя сервитута. Далее я постараюсь объяснить, почему именно такая трактовка верна.
Вне всяких сомнений, Локк выступает против нарушения прав собственности и прав неисключительного пользования других людей. Можно убедиться в этом, внимательно прочитав его слова, идущие прямо перед последним приведенным мной отрывком из предыдущего параграфа:
Как мы видим, речь идет не обо всем человечестве и даже не о неопределенном круге потенциальных гомстедеров, а о конкретном «соседе», т. е. о том, на кого деятельность соседнего собственника может напрямую оказать воздействие через негативные экстерналии, нарушающие его права собственности и права неисключительного использования.
Рассуждая о достаточности и качественности земли, Локк обращается к примеру совместного пользования Авраамом и Лотом не связанным с преобразованием земли экосистемным сервисом — дикой растительностью, пригодной для поедания пасущимся скотом. Выпас скота является не исключающим других лиц способом использования земли, хотя, как и у любого способа использования экосистемного сервиса, у него есть определенный предел (трава на ограниченной территории просто не успевает вырасти, чтобы прокормить несколько стад, превысивших некоторый максимальный размер).
Однако Локк — и с ним трудно спорить — не считает такое использование дающим пользователям имущественные права, то есть создающим сервитут, ограничивающий права полноценных собственников-гомстедеров, потому как такое использование неэффективно:
Проблему неэффективности общих ресурсов (трагедию общин) Локк решает через их полную приватизацию всегда, когда это возможно. Таким образом, по Локку тот, кто своим трудом преобразовал землю, к примеру, вспахав ее и засадив пшеницей, стал ее собственником, в отличие от того, кто использовал ее только в качестве источника экосистемного сервиса, не связанного с трудовым преобразованием земли. Преобразование принесло больший положительный эффект, поэтому оно перевесило общность: преобразование создало права собственности у гомстедера, в то время как использование без преобразования не создало у неисключительных пользователей сервитуты против собственников. Здесь мы видим явное различие взглядов либертарианца Локка и социалиста Фурье, полагавшего, что, поскольку процесс возникновения цивилизации лишил членов общества определенных свобод (заниматься собирательством, пастушеством, охотиться), было бы оправданно, по его ошибочному мнению, компенсировать эту потерю каждого гарантируемыми обществом минимальными выплатами.
Стоит отметить, что Локк все-таки допускал некую разновидность неполноценных, «слабых» сервитутов для примитивных добытчиков, пользующихся экосистемными сервисами, не связанными с трудовым преобразованием земли. Хотя такой «слабый» сервитут автоматически упразднялся в случае присвоения земли в собственность, до тех пор он имел силу и регулировал отношения между неисключительными пользователями (эту правовую конструкцию иногда называют еще одной оговоркой Локка, «оговоркой порчи»):
И вновь мы сталкиваемся с упоминанием «соседа» вместо абстрактного человечества или некоего неопределенного круга менее удачливых потенциальных гомстедеров. Именно сосед пользуется общим ресурсом (к примеру, лес обеспечивает пользователей материальными потоками, являющимися объектами «слабых» сервитутов по Локку: грибами, плодами растений, дичью, древесиной и т. д.) и потому имеет такой же сервитут на него , как и нарушитель сервитута, и именно сосед страдает от действий нарушителя, лишаясь возможности получить тот объем экосистемной услуги, который был бы доступен ему в ином случае.
При этом Локк демонстрирует даже большую приверженность частной собственности над общим пользованием, чем «пропертарианец» Ротбард. Ротбардианский «сервитут на засорение» Локк едва ли признал бы даже «слабым» сервитутом, а, скорее, счел бы непростительным нарушением своей оговорки порчи и отмел как препятствие эффективному присвоению в собственность. Будучи апологетом огораживания, Локк принадлежит к числу таких либертарианцев, для которых «сильные» неисключительные права пользования возможны только там, где они необходимы для нужд частной собственности (потоки пресной воды необходимы для орошения посевов, свет — для их роста, а свобода прохода и проезда — для доступа к земельным участкам) и где ресурс физически не может быть эффективно присвоен в собственность.
Итак, мы выяснили, что по Локку «слабые» сервитуты перестают действовать после изменения способа хозяйствования как неэффективные для цели увеличения общего благосостояния человечества. Вновь обратившись к источнику, мы узнаем также и то, что «оговорка порчи» теряет свою актуальность в результате определенного изменения в экономике — изобретения денег:
Читая далее, мы увидим, что изобретение денег изменило не только отношения по поводу движимых портящихся вещей, но также и по поводу земли:
То есть распространение денег мотивировало людей трудиться больше и закономерно привело к неравномерному увеличению владений, сопровождавшемуся ростом производства полезного продукта. Этот экономический переход оценивается Локком позитивно, так как способствует общему обогащению «без ущерба для кого-либо». Возникает вопрос: если этот переход лишил актуальности оговорку «порчи», имел ли место аналогичный процесс с оговоркой «достаточного количества того же качества»? Обратим внимание, что Локк говорит об этой оговорке исключительно в контексте описания прошлого, имея в виду ее историческую значимость в эпоху до изобретения денег:
Современную ему эпоху он описывает совсем иначе:
Вместе с экономическими изменениями в жизни общества — изобретением денег и переходом от охоты и собирательства к более продуктивной частной собственности — обе оговорки Локка потеряли свое значение и оказались практически неприменимыми. Практически — потому как области применения сервитутов хоть и радикально сократились, но не исчезли полностью. Именно в тех областях, где неисключительное одновременное использование природного ресурса многими людьми по-прежнему не имеет более эффективной альтернативы, обе оговорки Локка остаются применимыми.
Таким образом, все кажущиеся противоречия локкианской и мейнстримной либертарианской теорий собственности — лишь следствие использования Локком недостаточно аккуратных формулировок, оставивших простор для спекуляций разного рода антилибертарианцев. При более детальном рассмотрении становится очевидным философское единство Локка с либертарианцами, вслед за ним утверждающими приоритет частной собственности над совместным пользованием.
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции и не является официальной позицией Либертарианской партии России.