В плену у «хрупкой маскулинности»: от пыток на зоне до клипа Оксимирона
Михаил Пожарский, активист московского отделения ЛПР
***
Многие в курсе, что недавно был обнародован «архив пыток» ФСИН. Оказалось, что изнасилование заключённых в российских лагерях и тюрьмах поставлено на поток. Зачем пытать и насиловать, ещё примерно понятно, но зачем снимать на видео свои же преступления?
Всё просто: люди, оказавшиеся на этих кадрах, никогда больше не займут достойного («людского») положения в тюремной иерархии. Им могут даже посочувствовать, сославшись на «беспредел», но всё равно уже никогда не пустят к общему столу. А учитывая, насколько лагерная этика связана с повседневной жизнью значительной части страны, для многих жертв насилия это означает социальную смерть как таковую. Поэтому будь ты кто угодно — бывший спецназовец, успешный коммерсант или урка («вор в законе») — липкий страх перед шваброй уравнивает всех. Такие видео — ультимативное средство шантажа и контроля. Человек, который попал на такое видео, навеки оказывается в рабстве у тех, кто это видео снял.
Меня всегда поражало, как уголовная субкультура сама накинула эту удавку себе на шею — вы сами устанавливаете правила, согласно которым единожды униженный оказывается униженным навечно, а затем именно этим пользуются ваши враги (опера, «красные» и т. д.), чтобы вас «ломать» и принуждать к сотрудничеству. Удивительный парадокс!
Однако этому вообще подвержены все те сообщества, которые социологи называют «культурами чести»: именно там, где честь ценится превыше всего, получается легко контролировать людей при помощи страха публичного унижения. Наглядно это демонстрирует, например. Чечня, где особенно популярна тема публичных унижений с извинениями. Эту методу недавно взяли на вооружение также белорусские и российские силовики, записывающие видео с «извинениями» задержанных.
И феномен этот ничуть не новый. Это тот страх, с которым российские мужчины живут испокон веков. Это культ чести, который одновременно оказывается величайшей уязвимостью. Кажется, это и называют «хрупкой маскулинностью».
Схожие процессы консервируют в том числе и авторитаризм на уровне общества. Нам ведь так приятно считать себя могущественными, страшными и сильными с «Искандерами» наперевес — лишь бы не признавать реальность, в которой мы оплёваны, изнасилованы и стоим на коленях.
К чему это я? Недавно вышел трек Оксимирона с рефлексией как раз на эту тему. Он рассказывает, как в 2011 году получил пощёчину, стоя на коленях (та самая история с Шоком и Жиганом, если кто помнит) — видео этого процесса можно наблюдать в самом начале клипа. Но затем, что гораздо хуже, Мирон оказался в рабстве у этого видео на 10 лет.
Действительно, унизить можно практически кого угодно (особенно если ты с друзьями и с пистолетом). Однако загонять себя в ментальную тюрьму на грядущие десятилетия — это, в конце концов, то, что выбираем мы сами...
В общем, поздравляю Мирона с тем, что он, наконец, откинулся с «ментальной зоны» (во многих смыслах). Этот трек про нас всех, про российских мужчин... Да и про женщин, пожалуй, тоже...
***
Оригинал статьи в Telegram-канале автора
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции и не является официальной позицией Либертарианской партии России