Станислав Шипицын, главный редактор ЛПР

7 политических выводов об очередном обострении отношений между КНР и США из-за Китайской Республики (Тайваня)

Семь политических выводов об очередном обострении отношений между КНР и США из-за Китайской Республики (Тайваня)

1. Первый, самый главный вывод — Пекину не удалось напугать ни Тайпэй, ни Вашингтон (вернее, Нэнси Пелоси, которая, похоже, полетела туда без санкции президента). Красивые сказки из репертуара российской пропаганды — о том, что Запад давно «прогнил», «ослаб» и не способен на активную внешнюю политику — оказались сильным преувеличением. В то же время агрессивная риторика КНР (китайская армия прямо заявляла о том, что Тайваню необходимо готовиться к войне) напомнила лишь знаменитую поговорку о «последнем китайском предупреждении» (эта идиома, кстати, возникла 50 лет назад в очень похожих условиях). Соединённые Штаты серьёзно настроены на защиту Китайской Республики и в целом на противостояние КНР в регионе.

2. Говорить о новой «холодной войне» и тем более биполярном мире (некой «борьбе демократий против диктатур») преждевременно. Чаще всего этот тезис можно услышать от различного рода неоконсерваторов и сторонников «свободного мира». Защита Тайваня обеспечивается исключительно силами Соединённых Штатов и их ближайших союзников по региону (Австралией, Новой Зеландией, Японией и Южной Кореей), в то время как их европейские союзники по блоку НАТО заняли очень сдержанную позицию. Фактически мы сейчас наблюдаем за рядом конфликтов, в каждом из которых присутствуют американцы, однако их союзники меняются: скажем, в конфликте с Россией таковыми являются страны НАТО и Украина, в конфликте с Ираном — Израиль и СА, в конфликте с Сербией — Косово и Албания. При этом сами «союзники» США откровенно пользуются Вашингтоном и зачастую не поддерживают его в других конфликтах (так, Испания не поддерживает Косово; Украина занимает нейтральную позицию по практически всем остальным конфликтам, кроме своего собственного, и т.д.)

3. Армия КНР всё ещё недостаточно сильна, чтобы захватить Тайвань. Как отмечали многие военные аналитики, у КНР недостаточно транспортных судов, чтобы провести большую десантную операцию, которая позволила бы высадить нужное для захвата острова количество солдат. Более того, Тайвань — гористая, очень сложная для захвата территория, которую даже во время Второй мировой войны предпочли блокировать, а не захватывать. Поэтому беспокоиться о падении Тайваня и повторении судьбы Гонконга не стоит.

4. США всё ещё стремятся сохранить хоть какие-то отношения с КНР. О формальном признании Китайской республики как легитимной власти Китая, даже о признании независимости Тайваня речи пока что не идёт. На дипломатическом уровне США умудряются одновременно признавать суверенитет Пекина над островом и при этом заявлять, что будут защищать «демократию на Тайване» почти любыми способами. С точки зрения международного права эта позиция безусловно является «мусорной», однако удобна как средство для сдерживания КНР без новой войны, которая бы привела к резкому падению уровня жизни по всему миру.

5. Одной из причин поездки Пелоси в Тайпей являются промежуточные выборы в Конгресс. Этой осенью республиканцы имеют хорошие шансы вернуть себе обе палаты, и демократы вынуждены использовать внешнеполитические успехи для повышения своего рейтинга, особенно во времена рекордной инфляции внутри страны. Джо Байден ясно дал понять, что эта поездка является личным решением Пелоси (такая декларация во многом призвана смягчить последствия и реакцию со стороны КНР, а также позволяет не «воровать» рейтинг).

6. Те, кто утверждает, что Пелоси сделала какой-то «безумный» шаг, или даже оправдывает этим агрессию Пекина по отношению к Тайпею, являются или виктимблеймерами (для которых, например, жертва изнасилования сама виновата в том, что надела короткую юбку), или откровенными людоедами-«антизападниками», которые оправдывают любые экономические, людские и прочие жертвы ради уничтожения нынешнего статуса-кво во внешней политике.

7. Китайская респбулика безусловно является страной, которую стоит поддерживать либертарианцам России. Во-первых, режим Си является если не союзником, то важнейшим экономическим партнером российской власти, во-вторых Тайвань входит в топ стран по экономическим и личным свободам и является гораздо более приближенным к либертарианским ценностям государством, чем КНР.

Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции и не является официальной позицией Либертарианской партии России.