Карл Франко, член московского отделения ЛПР

Обе группы первых в мире либертарианцев — и индепенденты, и левеллеры — были сторонниками свободы совести, но индепенденты делали исключение для католиков. Джон Мильтон писал: «Невозможно терпеть папизм, как явное суеверие, которое, искореняя все религии и гражданские власти, само поэтому подлежит искоренению». Аналогичных взглядов позднее придерживался и Джон Локк, объяснив абсурдность толерантности к тем, кто отрицает толерантность, задолго до этих ваших Карлов Попперов: «Паписты не должны пользоваться благом терпимости, потому что там, где они владеют властью, они считают своей обязанностью отрицать ее за другими. Ведь неразумно разрешить свободное отправление веры всякому, кто не признает за основополагающее начало, что никому не позволено преследовать и угнетать другого из-за того, что он расходится с ним в вере».

Удивительно, но оказавший значительнейшее влияние на либертарианство Локк оказался полностью забыт последователями в вопросе толерантности. В рафинированном либертарианском обществе Cоединенных Штатов, где опасность папизма где-то далеко за океаном не воспринимались всерьез, восторжествовала левеллерская политика тотальной веротерпимости. В результате Первая поправка к Конституции США, позволявшая реагировать только на конкретизированные личные угрозы, впустила в страну идеи социалистов. Теперь, когда неомарксизм приобрел власть на американской земле, свобода слова сворачивается теми, кто воспользовался ею. Отныне в США в моде политическая корректность и культура отмены. В Европе же веротерпимость привела к тому, что адепты еще одной антилибертарианской идеологии свободно создают шариатские зоны, устраивают нападения на инакомыслящих и в целом чувствуют себя хозяевами.

Но что еще более удивительно, либертарианцы не сделали из ситуации никаких выводов. Никто из значимых авторов не обратился к оказавшемуся правым во всем Локку и не продолжил его традицию в духе «никакой свободы врагам свободы». Хоппе и поздний Ротбард лишь ограничились теоретизированием о неких сообществах, не допускающих к себе нежелательных людей, причем дальнейшие попытки увязать эти идеи с реальностью приводили к отказу от свободы договора и к размыванию понятия прав собственности. Ошибочность их подхода была очевидной для соратников, поэтому хоппеанство стало тупиковой веткой развития либертарианства и бесполезным отвлечением интеллектуальных ресурсов. Благодаря этой неудаче, сторонники тотальной толерантности остаются лидерами в либертарианском движении, вещая с башни из слоновой кости, пока мир все больше напоминает ад. Да и зачем либертарианцам мир, когда у Чандрана Кукатаса на днях вышла новая книжка про важность мультикультурализма? Эскапизм интереснее.

Оригинал статьи

Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции и не является официальной позицией Либертарианской партии России