Карл Франко, член московского отделения ЛПР

Современная архитектура преимущественно ужасна. Стараниями Ле Корбюзье и его последователей комфортная городская среда заменяется бездушной сетью автомагистралей, а на местах некогда захватывавших дух зданий повсеместно возникают унылые серые коробки. Этот процесс следует критиковать по множеству причин, среди которых угрозы психическому и физическому здоровью горожан, нарушение прав собственности и экологический вред. Но мы уделим внимание только идеологической стороне проблемы.

Замена прекрасного отвратительным не стала бы нормой, не получи она политического обоснования: социалисты решили использовать архитектуру как материальное выражение своих идеологических заявлений. Отказавшись от того, что они сочли пережитками буржуазной эстетики, они обратились к новым формам, призванным олицетворять новый социальный порядок, создаваемый под чутким контролем их правительств. Все старое было расценено как подлежащее искоренению препятствие на пути построения нового общества.

На возражение о том, что новые формы банально уродливы, социалисты реагируют лозунгом о культурной обусловленности наших представлений о красоте и необходимости мыслить шире и стать, наконец, более инклюзивными. «Перестаньте видеть глазами и начните видеть концепциями, — требуют они, — а если вы не хотите приветствовать прогрессивную архитектуру, то это в вас говорят ваши зашоренность и необразованность; жаль вас, убогих рабов буржуазных социальных конструктов!»

Одно из самых трагичных видео на ютубе: Вупперталь, который мы потеряли

Организованное сопротивление дурной архитектуре существует: принц Чарльз наравне с другими «новыми урбанистами» создает старомодные города, опираясь на успешный опыт традиционного европейского градостроительства, Трамп постановил возводить правительственные здания в классическом стиле, а некоторые европейские муниципалитеты позволили общественности выбирать застройку на свой вкус с предсказуемым результатом. Но ностальгия — слишком слабое оружие. Невозможно бросить вызов социалистической культурной гегемонии, оставаясь умеренным. Для перелома тренда недостаточно консерватизма и робких попыток сохранить старые формы. Необходима подлинная реакционность. Чтобы не остаться незамеченным среди информационного шума, возврат к традиции должен быть радикальным. А что является более кардинальной противоположностью серой и однообразной архитектуре модернизма, чем пестрая полихромия древности?

Белизна греческих и римских скульптур и зданий — это миф. Вопреки распространенным представлениям об античности и средневековье как эпохах одноцветных зданий, постройки того времени своей цветовой гаммой напоминали собор Василия Блаженного и Измайловский кремль.

Несмотря на вероучительные разногласия, создатели готических соборов и штукатуры храма Василия Блаженного были солидарны: церкви должны быть цветными (Нотр-Дам-ля-Гранд).
Средняя часть Уэлского собора (на изображении справа — в оригинальных цветах).
С помощью подсветки художники сумели показать оригинальные цвета готических соборов (Вестминстерское аббатство).
С помощью подсветки художники сумели показать оригинальные цвета готических соборов (Амьенский собор).
С помощью подсветки художники сумели показать оригинальные цвета готических соборов (Амьенский собор).

Бездумный архнадзоровский подход к сохранению архитектуры в первоначальном виде должен быть отброшен. Такой консерватизм закономерно оборачивается предательством красоты во имя старины, какой бы уродливой та ни была, легитимизируя в том числе и те самые ненавистные серые коробки лишь в силу того, что они достаточно долго вгоняют своим видом в уныние и потому заслужили звание «исторического наследия». Нет, настоящие ценители прекрасного должны действовать иначе, по завету Виолле-ле-Дюка: «восстанавливать завершенное состояние здания, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени». Зодчие прошлого не виноваты в том, что испытывали недостаток ресурсов, технических средств и творили до открытия полихромии — мы виноваты, что не довели их творения до идеала, не сделали их такими, какими их видит Господь. Мы должны вдохнуть в старые здания жизнь, подарив им цветовое разнообразие, даже если они никогда прежде не были цветными. Возрождение традиции требует радикализма. Мы обязаны решиться на этот шаг, чтобы не обречь наших потомков жить посреди давящей серости, навязываемой социалистами.

В прекрасных США будущего Белый дом станет таким же цветным, как и древнегреческие здания, которым подражали его строители.
В прекрасных США будущего Белый дом станет таким же цветным, как и древнегреческие здания, которым подражали его строители.
Полихромный Капитолий выглядит гораздо привлекательнее монотонного .

Оригинал статьи

Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции и не является официальной позицией Либертарианской партии России.