Сделаем архитектуру снова прекрасной
Карл Франко, член московского отделения ЛПР
Современная архитектура преимущественно ужасна. Стараниями Ле Корбюзье и его последователей комфортная городская среда заменяется бездушной сетью автомагистралей, а на местах некогда захватывавших дух зданий повсеместно возникают унылые серые коробки. Этот процесс следует критиковать по множеству причин, среди которых угрозы психическому и физическому здоровью горожан, нарушение прав собственности и экологический вред. Но мы уделим внимание только идеологической стороне проблемы.
Замена прекрасного отвратительным не стала бы нормой, не получи она политического обоснования: социалисты решили использовать архитектуру как материальное выражение своих идеологических заявлений. Отказавшись от того, что они сочли пережитками буржуазной эстетики, они обратились к новым формам, призванным олицетворять новый социальный порядок, создаваемый под чутким контролем их правительств. Все старое было расценено как подлежащее искоренению препятствие на пути построения нового общества.
На возражение о том, что новые формы банально уродливы, социалисты реагируют лозунгом о культурной обусловленности наших представлений о красоте и необходимости мыслить шире и стать, наконец, более инклюзивными. «Перестаньте видеть глазами и начните видеть концепциями, — требуют они, — а если вы не хотите приветствовать прогрессивную архитектуру, то это в вас говорят ваши зашоренность и необразованность; жаль вас, убогих рабов буржуазных социальных конструктов!»
Организованное сопротивление дурной архитектуре существует: принц Чарльз наравне с другими «новыми урбанистами» создает старомодные города, опираясь на успешный опыт традиционного европейского градостроительства, Трамп постановил возводить правительственные здания в классическом стиле, а некоторые европейские муниципалитеты позволили общественности выбирать застройку на свой вкус с предсказуемым результатом. Но ностальгия — слишком слабое оружие. Невозможно бросить вызов социалистической культурной гегемонии, оставаясь умеренным. Для перелома тренда недостаточно консерватизма и робких попыток сохранить старые формы. Необходима подлинная реакционность. Чтобы не остаться незамеченным среди информационного шума, возврат к традиции должен быть радикальным. А что является более кардинальной противоположностью серой и однообразной архитектуре модернизма, чем пестрая полихромия древности?
Бездумный архнадзоровский подход к сохранению архитектуры в первоначальном виде должен быть отброшен. Такой консерватизм закономерно оборачивается предательством красоты во имя старины, какой бы уродливой та ни была, легитимизируя в том числе и те самые ненавистные серые коробки лишь в силу того, что они достаточно долго вгоняют своим видом в уныние и потому заслужили звание «исторического наследия». Нет, настоящие ценители прекрасного должны действовать иначе, по завету Виолле-ле-Дюка: «восстанавливать завершенное состояние здания, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени». Зодчие прошлого не виноваты в том, что испытывали недостаток ресурсов, технических средств и творили до открытия полихромии — мы виноваты, что не довели их творения до идеала, не сделали их такими, какими их видит Господь. Мы должны вдохнуть в старые здания жизнь, подарив им цветовое разнообразие, даже если они никогда прежде не были цветными. Возрождение традиции требует радикализма. Мы обязаны решиться на этот шаг, чтобы не обречь наших потомков жить посреди давящей серости, навязываемой социалистами.
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции и не является официальной позицией Либертарианской партии России.