Давно собирался вести телеграм-канал, блог или просто писать заметки на тему ЖКХ, но, видимо, не хватало мотивации. И вот появился повод. Буду писать на множество тем, так или иначе связанных с ЖКХ, и о взгляде изнутри на многие проблемы. Начну с того, что послужило поводом, а именно — с третьего шага из программы Алексея Навального «5 шагов для России».

В посте, посвящённом антикризисным мерам, которые стоит принять в связи с коронавирусом, есть пункт 3: «Отменить плату за ЖКХ». Заявление очень громкое. В марте такое предлагал один из депутатов от ЛДПР, внёс даже предложение в Госдуму. Конкретный механизм у Навального не прописан, так что давайте разберём подробнее различные варианты и вопросы, которые в связи с этим возникают.

Ссылка на опыт Грузии. В статье по ссылке речь идёт не об отмене платы за ЖКХ, а о том, что власть оплатила коммунальные услуги за жителей за 3 месяца в рамках установленных квот и лимитов.

Плата за ЖКХ — это не только коммунальные, но и жилищные услуги. Коммунальные услуги — это холодное и горячее водоснабжение, канализация, газоснабжение, отопление, электроснабжение, вывоз мусора. Водоканалы, теплосети — они все тут. Это рынок с приличной долей частных игроков, но он зарегулирован и находится под сильным влиянием государства; например, водоканалы могут быть только в государственной или муниципальной собственности, действует регулирование на уровне т.н. «естественных монополий». Есть и квазичастные структуры, например, по вывозу мусора — крупным оператором здесь является сын бывшего генпрокурора Чайки. Пример частной компании: теплоснабжением в новых домах могут заниматься крышные котельные, принадлежащие жителям на правах общедолевой собственности; есть и частные котельные. Вот данные статистики за 2018 год:

Таблица 1. Распределение ресурсоснабжающих организаций по формам собственности

Жилищные услуги — это содержание и текущий ремонт жилья (работа дворников, уборщиц, обслуживание лифтов, инженерных сетей дома, домофоны и так далее). Этим занимаются управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, возможен вариант с непосредственным управлением.

Таблица 2. Распределение компаний на рынке жилищных услуг

Статистики по распределению форм собственности среди управляющих компаний нет. В Москве есть «Жилищник», в ряде городов работают муниципальные УК, тем не менее, с учётом ТСЖ как минимум 50% организаций будут находиться в частной собственности.

Предусматривает ли план отмены платы за ЖКХ, что свыше 100 тысяч организаций, оказывающих жилищные и коммунальные услуги, должны будут работать за бесплатно? А ведь есть ещё и подрядчики этих организаций — лифтовые компании, производители чистящих средств для уборки, инвентаря. Одно дело отмена налогов, совсем другое — «неплохая» на первый взгляд идея отменить плату за ЖКХ. По сути своей ЖКХ — обычная услуга, отменить плату за неё это как отменить плату за хлеб в магазине. Всё же в сфере ЖКХ худо-бедно сложился конкурентный рынок, в значительной своей части — негосударственный.

Отменить плату за ЖКХ — вовсе не то же самое, что отменить налоги. На самом деле это удар по отрасли, более миллиона безработных и, в конечном счёте, угроза безопасности наших домов, за которыми никто не будет следить.

А если государство заплатит за ЖКХ — в какую сумму это может обойтись? Провести полноценное исследование сложно, но давайте прикинем исходя из имеющихся данных.

Весь жилищный фонд России (на 2018 год) — 3,78 млрд кв.м, площадь средней квартиры 55,7 кв.м, а общее число квартир 66,9 млн. Исследование, проведённое Сбербанком в ноябре 2019 на основе анализа платежей за девять месяцев года, дают нам средний размер платы за ЖКХ: 3 826 руб на одно домохозяйство. Таким образом, месячная оплата за ЖКХ по всей России составит 255 959 400 000 рублей. Это неточная сумма, но она показывает, какого порядка средства необходимы для того, чтобы вся страна не платила за ЖКХ один месяц.

Может ли российский резервный фонд позволить себе отменить плату за ЖКХ для всей страны? Да, конечно. И на месяц, и даже на три. Вместе с расходами на администрирование платежей (довольно значительными с учётом того, как государство выделяет субсидии и т.п.) сумма таких затрат на три месяца может составить, по моим оценкам, порядка 1 трлн. рублей.

Но долгосрочным последствием станет ещё большее искажение рынка. Люди и без того не считают плату за ЖКХ платой за услуги: эта сфера зарегулирована государством, и собственники жилья не ощущают себя собственниками в полной мере. Платёжная дисциплина ухудшится ещё больше, а долги в этой сфере и так составляют уже более триллиона рублей.

Так что предлагаемая мера — без чёткого плана действий — это не лучшее решение ни для отрасли, ни для потребителей. Часть средств вообще уйдёт впустую на работу чиновников и только усилит бюрократический аппарат. Единственная правильная мера в этой сфере укладывается в шаг 1 из той же программы Навального — а именно: раздать деньги людям из бюджета, поддержать тех, кто платит налоги, и выдать им деньги, чтобы они могли в период пандемии заплатить за еду, за другие услуги, а также за ЖКХ. Поэтому лучше направить больше средств именно на эту цель. Если у людей будут средства, за ЖКХ они уж точно смогут заплатить. Прямые выплаты также снизят транзакционные издержки.