Концепция частных дорог
Георгий Зломанов, член Тюменского отделения ЛПР
Давайте разберёмся, почему же в России всё настолько плохо с дорогами. Для этого стоит познакомиться с тем, как работает система их постройки и обслуживания.
1) На постройку выделяются деньги из бюджета (уже изрядно пострадавшего от коррупции), то есть из наших с вами налогов, и назначается тендер для выбора компании — поставщика услуги.
2) Владельцы компании, естественно, будут людьми, приближёнными к чиновникам, которые поставщика услуги и выбирают. Помимо этого, за получение тендера, очевидно, будет дан откат.
3) Деньги из бюджета попадают в руки недобросовестных людей, которым нет смысла делать дорогу хорошо. А даже наоборот — выгоднее сделать её плохо.
4) Часть бюджетных средств оседает в карманах, и какие-то остатки от них уже идут на постройку дороги — опять же с максимальной экономией, чтобы как можно больше можно было просто украсть.
5) Дорога построена плохо и быстро разваливается. На её починку опять объявляется тендер, который выиграют те же самые люди, что уже предоставили некачественную услугу.
6) Подрядчик получает деньги за всё тот же объект, но только уже за его починку. Всё идёт по кругу: деньги воруются, дорога ремонтируется максимально дёшево и некачественно и опять скоро развалится, а за её очередной ремонт возьмётся всё та же компания.
Получается, что действующая система строительства инфраструктуры в России в сочетании с огромным уровнем коррупции не работает нормально. Она изначально выстроена так, что нет стимулов делать что-то хорошо и не воровать.
И решение этой проблемы у меня есть. Оно может быть на первый взгляд крайне неоднозначным для обывателей, но в теории выглядит интересно — это концепция частных дорог. Свободный рынок на практике показал своё преимущество над остальными существующими сегодня системами. Он наиболее гибок и лучше всего удовлетворяет потребности людей.
«Как же так? — возразит обыватель. — Злые капиталисты воруют на строительстве, а вы предлагаете вообще передать дороги в их собственность! Что же тогда будет?»
Начнём с того, что это не злые капиталисты, а олигархия, которая срослась с государством. И работает сегодня российская экономика не на принципах честной рыночной конкуренции, а на системе государственных регуляций и вытекающей из неё повальной коррупции. Сращивание государства и бизнеса в принципе не может привести ни к чему хорошему, что мы сегодня и видим в России, да и в других странах. Собственно, воровство при текущей системе проистекает как раз из того, что у дорог нет собственника и деньги на них выделяются из бюджета. Ниже будут изложены доводы в пользу предложенной мною концепции частных дорог.
1) У дорог появляются собственники, и, таким образом, воровать на этом поприще будет попросту негде. Как можно украсть у самого себя? Ведь теперь сам собственник оплачивает постройку и починку дороги. Какой смысл делать работу изначально плохо, если за ремонт потом придётся платить из своего кармана?
2) Перевод дорожной отрасли на свободную рыночную систему подарит нам ещё один из плюсов, заложенных в рыночную экономику, — конкуренцию. Например, участок дороги может купить владелец бизнеса (скажем, клуба или придорожного кафе), чтобы получить преимущество перед конкурентом в своей отрасли за счёт того, что к нему банально лучше дорога и добраться до его заведения можно быстрее, комфортнее и безопаснее. Владельцы дорог начнут бороться между собой за клиентов. А в рыночной системе основные способы борьбы между представителями услуг — это снижение цены и повышение качества услуги.
3) Покупка услуги человеком напрямую всегда выходит выгоднее, чем финансирование её через государство путём уплаты налогов, так как в случае со всем «бесплатным» вы переплачиваете из своих налогов, но при этом саму услугу получаете более низкого качества. Всё это происходит из-за того, что вы платите за комплекс услуг, из которого вряд ли вы воспользуетесь всем. Помимо этого, ваши деньги пройдут через уйму чиновничьих рук, и неизбежно часть этих средств осядет в их карманах. Являясь монополистом, государство не имеет конкурентов по причине наличия у него инструментов принуждения (не платить налоги легальным путём вы не сможете). В итоге из-за отсутствия конкуренции, которая возможна только на свободном рынке, спектр услуг, предоставляемых государством, выходит дороже и при этом хуже.
Стоит отметить, что я не предлагаю уже завтра сразу же отдать все дороги России в частные руки. Это было бы слишком радикальным и непродуманным шагом. На мой взгляд, любые реформы должны проходить постепенно и осторожно.
В случае с концепцией частных дорог можно постепенно проводить их приватизацию, выставляя небольшие участки на торги в качестве эксперимента. При этом у государства должно остаться право выкупа обратно в случае, если что-то пойдёт не так. Таким образом, мы в любой момент сможем приостановить эксперимент в случае неудачи, чтобы разобраться, что же пошло не так и есть ли смысл продолжать двигаться в этом направлении.
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции и не является официальной позицией Либертарианской партии России.