Михаил Пожарский, член московского отделения ЛПР

После казанского массшутинга власть сыпет привычными консервативными объяснениями трагедии: дескать, виноваты видеоигры, соцсети и общее падение нравов. Это, конечно, все ерунда. Но с противоположной стороны, от прогрессивной публики, выдвигаются теории ничуть не более обоснованные: в массшутингах повинны школьная травля, авторитаризм школьной системы и «токсичная маскулинность».

Опровергается это элементарно. Достаточно почитать о нравах британских интернатов начала — середины прошлого века. Буллинг вплоть до сексуального насилия, тирания учителей. Оружие было доступнее, чем сегодня… а вот шутингов не было. Шутинги как явление стартуют в 60-е и усиливаются в ближайшие к нам десятилетия. Шутинги — это порождение эпохи либерализации нравов, когда в школах запретили лупить розгами и разрешили выбирать гендер. Когда буллинг начали считать проблемой, а не нормальной формой социализации.

В поисках гипотез о причинах шутингов наткнулся на занятную докторскую диссертацию по криминалистике. Автор заявляет, что поведение массшутера следует рассматривать не как поведение убийцы, а, скорее, как поведение самоубийцы. 40% массшутеров выпиливаются сами, остальные тоже понимают, что их жизнь кончена. В общем, это «уйти, хлопнув дверью». Далее автор вспоминает старика Дюркгейма («Самоубийство»), который 100 лет назад связывал растущий уровень суицидов в европейских странах с социальной дезинтеграцией. Суицид, по Дюркгейму, может быть следствием как избыточного социального давления (это всякая Азия), так и его недостатка. Оказываясь вне коммьюнити, человек теряет смысл жизни. Поэтому семья и религия — главные препятствия на пути суицида, так как формируют прочные социальные связи (а католики лучше протестантов, так как у последних больше индивидуализма).

Далее автор диссертации проводит всякие муторные вычисления, дабы выяснить, как обстоит дело с социальной интеграцией в местах американских массшутингов за 40 лет. По части семьи корреляция оказывается обратной, однако автор предполагает, что дело может быть в том, что шутинги чаще происходят в селе или пригороде, где в принципе больше семейных ценностей. А вот с религией корреляция прямая — то есть, чем больше религии, тем меньше вероятность шутинга. Причем зависимость оказывается весьма значительной.

Таким образом, массшутер — это вовсе не реликт архаичной эпохи буллинга, иерархий и маскуллиности. Напротив, массшутер — это порождение современного общества с его атомизацией, отчуждением, одиночеством и прочими неприглядными сторонами. Концепция еще, конечно, требует доработки. Но очевидно, что неверны все типичные объяснения массшутингов — как консервативные (видеоигры, соцсети и т. д.), так и прогрессивные (травля, насилие и т. д.)

Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции и не является официальной позицией Либертарианской партии России.