Армия граждан и армия рабов
Михаил Пожарский, член московского регионального отделения
После начала рекрутского набора пропаганда принялась периодически обращаться к теме "гражданского долга". Дескать, граждане уклонисты, вы жили в стране, пользовались ее благами, ресурсами и защитой, а теперь, когда пришло время отдавать долг - собрались бежать, да? Такая аргументация на самом деле весьма древняя и корнями уходит к платоновскому "Критону". История там такая: к приговоренному к казни Сократу приходит его топ-донатер Критон с планом побега, однако Сократ отказывается - мол, я всю жизнь прожил в этом городе по его законам, значит и теперь, когда эти законы повернулись против меня, я бежать не буду. Далее, Сократ как бы говорит от имени государства:
... он втройне поступает несправедливо: он не повинуется нам, своим родителям; не повинуется нам, своим воспитателям; он, заключив с нами соглашение, что будет повиноваться нам, не повинуется и не вразумляет нас, если в чем мы поступаем нехорошо. Хотя мы и предлагаем, а не грубо приказываем исполнять то, что мы приказываем, но предоставляем ему на выбор одно из двух,— либо вразумлять нас, либо исполнять наши приказания, он не делает ни того ни другого".
https://www.plato.spbu.ru/TEXTS/PLATO/Academia/001-04.pdf
Самое важное здесь в последней фразе - Сократ утверждает, что между человеком и властями существует подспудный договор. И этот договор подразумевает возможность "вразумлять" власти. Таким образом, он рассуждает как гражданин полиса (республики), который имел все возможности для политического участия - возможность критиковать текущие законы, предлагать новые и т.д. и т.п. А теперь он должен смириться тем, что закон сработал не к его выгоде. То есть, подспудный договор здесь можно свести к формуле: "политическое участие в обмен на лояльность".
Помню, на курсе "Парадоксы войны" (https://www.coursera.org/learn/war) (рекомендовал его ранее) лектор рассказывал, что в древности было два основных типа армии - армия граждан и армия рабов. Античные полисы опирались на армии граждан, тогда как Персидская империя на армию рабов. В обмен на политическое участие гражданин имел обязанность служить в фаланге и экипироваться за свой счет. В Новое время можно проследить схожие паттерны: национальные государства Западной Европы возвращаются к старому республиканскому соглашению: люди служат по призыву, а взамен получают гражданские права. Тогда как крепостные рекруты, которыми воевала Российская империя вплоть до реформ Александра II, это по сути армия рабов.
Вернемся к современности: где же наше политическое участие? Последние десятилетия нас только лишали политического участия т.е. превращали в рабов. За попытками обрести гражданские права следовали только полицейские дубинки и уголовные дела. Соглашение российской власти с обществом - это вовсе не "права в обмен на лояльность", а нечто вроде "вы во власть не лезете, в ответ мы вас не трогаем и бросаем вам крошки с барского стола (в виде пенсий, пособий и т.д.)". Но сегодня государство обнаружило, что без общества оно не справляется с той историей, в которую вляпалось. И теперь как ни в чем ни бывало хлопает глазками: "ну, ребята, ну вы же граждане, а тут это... почетный гражданский долг у вас!" Еще и экипироваться за свой счет предлагает, как в древних Афинах.
Нет, дорогие мои, как говаривали одни иноагенты пару веков назад: no taxation without representation. И никакой службы тоже. Бегство российских отказников - это не бегство плохих граждан от почетной гражданской обязанности. Это бегство крепостных от рекрутского набора. Между прочим, наша давняя, уважаемая русская традиция. Настоящий "русский мир".
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции и не является официальной позицией Либертарианской партии России.