Вольные города XXI века
Александр Яновский, член московского регионального отделения
Изучая вопросы экономического роста, я обнаружил интересную концепцию создания специальных точек роста в виде городов хартий (они же чартерные города), при этом в российском медийном пространстве, как в урбанистическом, так и экономическом, данная концепция никак не освещается. Это показалось мне странным, поскольку эта идея, на мой взгляд, (аргументы я приведу далее в работе) является очень перспективной с точки зрения социально-экономического и пространственного развития неразвитых и развивающихся стран.
Данная идея может быть актуальна как для самых бедных стран, так и для некоторых развитых, особенно после столкновения всего мира с кризисом, вызванным пандемией COVID-19 и событиями 2022 года. Итогами кризиса могут быть повышение бедности, угроза голода, падение доходов населения, проблемы с доступом к инфраструктуре и услугам. Более того, несмотря на то, что в 2015 году наблюдался рекордно низкий за всю историю человечества уровень крайней бедности, и рекордные показатели ВВП на душу в населения в 2010 году в том числе и в Африке, Азии и Южной Америке, все еще несколько сотен миллионов человек на планете живут в условиях крайней бедности (не стоит забывать и о просто низких доходах), без возможности удовлетворить базовые потребности и не имея доступа к благам цивилизации. К тому же, даже в богатых странах Европы, Юго-Восточной Азии и Северной Америки есть проблемы с бедностью. Так как же города могут помочь решить весьма важные глобальные проблемы?
Что такое чартерный город
Современный мир невозможно представить без городов и городской среды. С момента промышленной революции и перехода к капиталистическому обществу от традиционного аграрного в Англии в XVIII–XIX веках, а затем и в других странах мира к индустриальному, начался непрерывный процесс урбанизации. С тех пор города являются ключевыми компонентами современных экономик, в том числе и в России. Так, по данным КБ Стрелка, почти 80% ВВП России создается городами.
Именно в городах в развитых и многих развивающихся странах располагается большая часть жилья, промышленности, предприятий сферы услуг, которые составляют большую часть экономик. Современные города, за счет концентрации рабочей силы, потребителей услуг и покупателей товаров в одном месте, высокой плотности населения, развитой инфраструктуры, простоты администрирования, являются более привлекательными для человека, чем сельская местность, несмотря на проблемы с экологией, наличие в некоторых городах трущоб и гетто, дорожные заторы, шум и цены на недвижимость, даже в бедных странах Африки и Латинской Америки люди стремятся переехать в города или пригороды. Города являются местом привлечения инвестиций, источником человеческого капитала, источником рабочей силы, проще говоря, источником процветания.
Одновременно с упомянутыми выше явлениями в социуме, в 2009 году на образовательном портале TED выходит лекция американского профессора экономики Пола Ромера, где он предлагает специально создавать автономные города-регионы в бедных странах, которые могут стать источником экономического роста и реформ для всей страны. Позднее, в 2010 году, была опубликована его работа, посвященная конкретизации правил и условий, при которых чартерный город был бы жизнеспособен и действительно стал бы очагом процветания.
Во главе идеи лежит то, что управлять городом будет не местная власть, которая уже управляет всей страной, а крупная компания, которая будет заниматься сбором налогов, решением споров между жителями, оказанием некоторой части муниципальных услуг (остальные услуги предлагается отдавать на аутсорсинг частным фирмам).
Какие же это правила? Здесь стоит отметить, что в современной экономической науке подчеркивают особую важную роль общественных институтов (прежде всего, политических и экономических), о чем, к примеру говорится в книге-бестселлере «Почему одни страны богатые, а другие бедные?». Ключевые принципы условно хороших институтов – защищенные права собственности, независимая судебная система, более низкие и понятные налоги, свобода для инвестиций и торговли, низкая коррупция, стабильная денежная система, именно отсутствие этих принципов, авторы книги считают причиной бедности, с которой и собирается бороться Пол Ромер и разделяющие его идеи политики, чиновники, ученые и активисты.
Подобные идеи, вместе с активной приватизацией муниципальных услуг и переходу к кооперативной собственности также можно обнаружить в книге американского историка Дэвида Бейто и двух его коллег «The Voluntary City: Choice, Community, and Civil Society», где авторы призывают к частному предоставлению социальных услуг, негосударственному и немуниципальному управлению большинством общественных зон, и даже к частному праву — свободе ассоциации.
В книге «Your Next Government?: From the Nation State to Stateless Nations» профессор права из США пишет, что чартерные города и схожие правовые режимы могут быть актуальны не только для бедных стран, но для развитых стран, в которых есть такие проблемы, как замедление экономического роста, кризис демократии, рост государственных расходов и популизма. Частные услуги, по мнению автора, могут повысить эффективность и внедрить конкуренцию в общественный сектор, а также предоставить больше прав и свобод людям по всему миру.
Наконец, в книге Титуса Гебеля, немецкого бизнесмена, публициса и активиста, «Вольные частные города», можно также заметить схожие мысли насчет автономных городов, причем автор не только рассуждает о теоретических аспектах, но и предлагает методы построения чартерного города и превращения концепции в рабочую бизнес-идею, которая может приносить прибыль, что способно в будущем заинтересовать инвесторов и бизнесменов, побудив их больше изучать данную тематику и пробовать реализовать практически.
Из всего вышесказанного можно сформулировать, что чартерный город – это автономный город-регион, обладающий своими, более свободными, институтами, а власть в нем принадлежат частной компании, всё это в совокупности призвано обеспечить даже в бедной стране качественный экономический рост и эффективность управления, ведь затем институты из города могу распространиться на всю остальную страну. Стоит отметить также и конкуренцию между различными системами и институтами в различных подобных городах, так можно понять, что работает на практике лучше. Это была теория, а что же на практике?
Кейсы
Пожалуй, наиболее ярким и часто упоминаемым в медиапространстве, является проект создание особых экономических зон-городов в Гондурасе, зоны получили название ZEDE (Зона Занятости и Экономического развития). Изначально проект пытались реализовать при участии того самого Пола Ромера, однако первая попытка потерпела неудачу, и автор идеи покинул проект, а позже он и вовсе был свернут, причиной этому послужили отклонения от изначальных принципов, и реализация привела бы к коррупции и другим проблемам, а вовсе не к тому, что хотел Ромер. Однако позднее были внесены изменения в проект, привлечено большое количество инвесторов и созданы венчурные фонды. Самый интересный кейс – город Проспера, город управляется компанией Honduras Prospera Inc, которая получила на 50 лет землю в аренду, создала своё законодательство и Хартию, в городе приватизированы системы здравоохранения и образования, создана система электронного резидентства, стать жителем можно, подписав социальный контракт на поставку услуг. В 2021 были построены первые здания города, однако в 2022 проект был снова приостановлен новым президентом Гондураса от левой партии Liberty and Refoundation.
Существует еще несколько кейсов, к примеру, более успешный проект частного города Лаваса в Индии, на данный момент это самый быстрорастущий город в стране, идет активное строительство инфраструктуры и жилых зданий, население города растет и может составить до 200 тысяч человек. Однако, проект критикуется за непроработанное обращение с природными ресурсами, выходом здесь может послужить их приватизация или основание кооперативы, чтобы природой распоряжались ответственные собственники и была предотвращена трагедия общин.
В Черногории активисты из разных частей мира, в том числе и из России, задумали построить своё поселение (потенциально они хотят сделать его полноценным городом), которое было названо MTL-City, для реализации идеи было создано акционерное общество и фонд, использующий блокчейн-технологию для решения экономических и правовых вопросов, на 4 июня 2022 года началось строительство дорог и первых зданий.
Менее радикальным кейсом можно отметить город Сэнди-Спрингс в США, в котором все государственные услуги, кроме полиции, пожарной охраны и управления, были переданы частным компаниями на аутсорсинг.
Стоит отметить, что сам принцип создания городов с автономными политическим и экономическими институтами не является чем-то новым, подобными примерами являются древнегреческие полисы (города-государства), города Месопотамии, в Средневековье существовали вольные города на территории нынешней Германии и соседних стран, в Эпоху Возрождения были итальянские независимые города (включая знаменитую на весь мир Венецию).
Некоторые принципы можно наблюдать у особых административных регионов, таких как Гонконг (обладает одним из самых высоких в мире подушевых ВВП), Гибралтар, Макао, а также особых экономических зон (ОЭЗ), давно практикуемых во многих странах, к примеру, в ОАЭ, КНР, Индии (во всех случаях, ОЭЗ – это города). Например, ОЭЗ являются такие города, как Дубай и Шанхай. Также к практике городов с большей экономической свободой можно отнести города-государства, некоторые из которых, существуют и по сей день, например Лихтенштейн, Люксембург, Сингапур, Монако.
В конце я хочу обратить внимание на книгу «Founding Startup Societies: A Step by Step Guide», в которой изложена подробная инструкция по созданию «стартап-сообщества», здесь рассказывается и подробная механика (создание консорциумов, коммуникация с местными сообществами, лидерство, масштабирование), данная работа может помочь не только в создании чартерных городов, но и более привычных вещей, таких как общественные пространства, коттеджные поселки и садовые товарищества, обновление районов города, строительство жилых комплексов.
Можно заметить, что в мире уже не только давно существуют практические прототипы чартерных городов (города-государство, особые экономические зоны, города с особыми статусами и другие формы автономий), но и появляются проекты городов, которые в большинстве своём могут соответствовать критериям чартерных (Проспера, Лаваса), также активно обсуждаются проекты по созданию новых городов подобного типа. Какое же будет будущее?
Перспективы
Несмотря на наличие недочетов и неудач у части проектов, данная идея с момента появления в 2009 году набрала весьма большое количество сторонников по всему миру, в первую очередь, в академических кругах, существуют проекты по созданию новых чартерных городов, со временем идет изменения и доведения правовых особенностей, которые призваны решить накопившиеся проблемы и наладить коммуникацию с правительствами государств. Более того, существует целое движение, которое направлено на создание независимых плавучих городов-государств (движение получило название «систендинг») в нейтральных прибрежных водах, чему, к примеру, посвящена книга Патрика Фридмана, внука знаменитого экономиста Милтона Фридмана, известного активной разработкой идей монетаризма в экономике и продвижением идей свободного рынка в 20 веке.
Из указанных в предыдущей главе кейсов, можно заметить значительные положительные эффекты и высокие экономические показатели у ОЭЗ, городов-государств и городов с особыми статусами. На мой взгляд, это наглядно показывает успешность идеи и её потенциал для решения указанных в начале работы глобальных проблем, в первую очередь в странах третьего мира, но также и в странах первого мира, где можно заметить замедление развития экономики и рост бюрократии, последствия кризиса 2020-2022 года. В случае, если будут проработаны вопросы окружающей среды и налажена лучшая коммуникация с государствами, а также разработаны бизнес-планы, чартерные города могут стать привлекательной инвестицией и видом бизнеса, что может дать новый виток экономического роста во всём мире.
Отдельно замечу, что концепция может быть лучше реализована в странах с высоким уровнем образования и человеческого капитала, и такой страной является наша Россия. В России существуют институциональные проблемы (к примеру, они указаны в отчете Всемирного банка в еще доковидный 2019 год), также в России есть опыт создания ОЭЗ. Есть в России и опыт строительства инновационных центров, таких как Сколково и Иннополис, есть частный проект города-жилого комплекса Доброграда во Владимирской области. В совокупности это означает, что при желании властей и народа страны, мы можем также провести эксперименты с чартерными городами и ими вполне могут стать портовые города, некоторые моногорода, что могло бы способствовать решению социально-экономических проблем, актуальных на данный момент, к примеру, бедности, эффективности госуправления и государственных, муниципальных услуг, вопросов качества инфраструктуры, производительности труда, продолжительности жизни, однако здесь всё сильно зависит от политического контекста.
Перспективы есть и у других постсоветских стран, проводящих активные реформы, к примеру Грузии, Армении, Казахстана, которые обладают схожими с Россией условиями и проблемами.
Но для того, чтобы попробовать создать успешный чартерный город, необходимо продолжить и дальнейшее исследование вопроса, к примеру, решить все вопросы управления общественными местами, коммунальными услугами, разделением полномочий между властями города и страны, обеспечить невмешательство в дела города.
Чартерный город может действительно произвести революцию в территориальном и экономическом развитии, обеспечить процветание многим бедным странам.
Заключение
Подводя итоги, хочу отметить, что чартерный город, обладая одновременно более качественными экономическими и политическими институтами и всеми преимуществами города, способен решить многие локальные и глобальные проблемы, существуют успешные кейсы, так или иначе близкие к данной концепции, и несмотря на наличие проблем, при должной доработке, чартерные города имеют будущее и потенциал, причем весьма немалый. В подобных городах могут быстро развиваться технологии и человеческий капитал, будет более высокая эффективность администрирования, общественных услуг и благ, а институты будут экспортироваться на всю страну, что приведет её к модернизации.
Идея, несмотря на свою молодость и необычность, уже набирает сторонников, которые пытаются её реализовать на практике. Не стоит забывать, что одним из углов является конкуренция подобных регионов, что позволит еще быстрее решать накопившиеся проблемы.
При написании статьи использованы следующие материалы:
1. Вера Кичанова. Нобелевский рецепт борьбы с бедностью. https://republic.ru/posts/92372
2. Лекция Веры Кичановой на форуме Адама Смита. https://www.youtube.com/watch?v=eRi2r3vtNKU
3. Титус Гебель. Вольные частные города
4. Дарон Аджемолглу, Джеймс А. Робинсон. Почему одни страны богатые, а другие бедные
5. David T. Beito, Peter Gordon, Alexander Tabarrok. The Voluntary City: Choice, Community, and Civil Society
6. Montelibero. https://montelibero.org/
7. Paul Romer. Technologies, Rules and Progress: The Case for Charter Cities. https://ideas.repec.org/p/ess/wpaper/id2471.html
8. Материалы сайта panarchy.ru
9. Видео Григория Баженова по материалам Веры Кичановой. https://youtu.be/GK7CJXk9a6s