Logo

Рассылка ЛПР.  Подпишитесь на новости!

Деньги за парковку в карман чиновнику – при чем тут рынок?

Опубликовано: 25 декабря 2013, 14:07

Parking

В Москве активно обсуждается проблема расширения зоны платных парковок, а «Справедливая Россия» инициировала сбор подписей за проведение московского референдума по этому вопросу. До сих пор зона платных парковок охватывала только улицы внутри Садового кольца, но даже это вызывало бурную дискуссию среди москвичей. Сторонники платных парковок апеллируют к международному опыту и утверждают, что плата за парковку автомобиля является эффективной рыночной мерой ограничения количества машин в городе и облегчения транспортной ситуации. 

Их оппоненты, как правило, не критикуют саму идею платной парковки, – их беспокоят отдельные детали, связанные с ее реализацией, такие как несовершенство работы систем оплаты парковки и фиксации нарушений. Многие водители, оплатив парковку, все равно получают штрафы, а кто-то не в состоянии заплатить из-за некорректной работы системы. С большими трудностями столкнулись люди, проживающие на улицах, где была внедрена система платной парковки. Во многих домах Центрального округа нет внутренних дворов – их жители вынуждены парковаться на улицах и оформлять льготные абонементы в количестве не более одного на семью, и даже это бьет по их карману. 

Тем не менее, никто не высказывает последовательной либеральной позиции по этому вопросу. Участники дискуссии обсуждают в основном то, какой должна быть цена и кому какие льготы необходимо предоставить. С точки зрения либертарианцев, необходимо поставить вопрос о правомерности самой идеи платных парковок в том виде, в каком ее внедряет мэрия Москвы. 

Когда сторонники платных парковок называют эту систему «рыночным способом» регулирования доступа к редкому ресурсу, мы имеем дело с циничным враньем и подменой самого понятия рынка. Им кажется (или они сознательно вводят других в заблуждение), что если за парковку берутся деньги, имеют место рыночные отношения. На самом деле рынок подразумевает свободный, без принуждения, обмен, а также конкуренцию. Платные парковки же являются государственной монополией. Более того, эта монополия сама по себе создана угрозой применения государственного насилия. Водителям не предоставляется никакой услуги – у них просто вымогают деньги. Государство декларирует улицы общественной собственностью, но берет дань с граждан за пользование ею. Такая система является не более рыночной, чем экономика Советского Союза.

Сами сторонники платных парковок совершенно не скрывают, что задачей системы является создание монополии. Они любят приводить в пример города, где плата за парковку интерактивно меняется в зависимости от загруженности улицы таким образом, чтобы занятым всегда оставался определенный процент парковочных мест. На языке экономики это называется «поиском монопольной цены». Вся разница в том, что монополист все же стремится получить наибольшую прибыль и тем самым сохраняет обратную связь с рыночной конъюнктурой, тогда как чиновник-убранист имеет задачей регулирование дорожного движения в соответствии со своими представлениями о нем и от участников движения не зависит в принципе никак. Он получит зарплату, даже если дороги зарастут лесом. 

Не существует также и никаких гарантий того, что чиновник этот вообще преследует цель облегчения дорожного движения, а не руководствуется корыстью. С ценами на парковку может произойти, и наверняка произойдет, то же, что с ценами на метро: они станут совершенно непрозрачными и будут постоянно расти, а власти будут ссылаться на мнения экспертов, которые будут с важным видом оправдывать повышения тарифов влиянием лунного света на рост телеграфных столбов. Безусловно, ситуация, когда улицы были фактически бесхозными и использовались первым занявшим тоже не была рыночной или удобной, но она, по крайней мере, не требовала бюджетных затрат на организацию и не функционировала посредством государственного принуждения, а также согласовывалась с принципом формального равенства: никто не имел льгот. 

Либертарианская партия России считает, что регулирование доступа к такому ресурсу, как земля вообще и парковки в частности, должно осуществляться таким же образом, что и в случае прочих редких благ, – посредством института собственности и свободного обмена. Распределение прав собственности на землю могло бы создать по-настоящему правовой механизм решения проблемы парковок, когда цены на парковочное место формировал бы свободный и конкурентный рынок, а не прихоть чиновников. Это предложение не является утопичным или фантастическим. Уже сегодня в Москве идет процесс межевания земель. Границы земельных участков многоквартирных домов хорошо известны: мы являемся владельцами не только квартир, но и земли, на которой стоит наш дом, а также обширной придомовой территории, на которую распространяются все законы о частной собственности. Нет никаких препятствий к тому, чтобы таким же образом приватизировать московские улицы и площади. Это не решит проблемы пробок к вечеру сегодняшнего дня, но создаст рынок, который сможет решать эту проблему в будущем несравненно эффективнее любого эксперта-убраниста или полицейского. 

Либертарианская Партия России призывает сторонников свободы принимать участие в общественных слушаниях по плану межевания своего квартала, добиваться полноценного права частной собственности на землю и не идти на поводу у дирижистов, прикрывающихся «рыночными механизмами», чтобы в очередной раз запустить руку вам в кошелек. А попытки введения государственной монополии на парковку в городе являются классическим примером того, как проблемы, вызванные государственным регулированием и принуждением, пытаются решать еще большим регулированием и принуждением.


Вернуться к новостям


Рассказать друзьям: