Logo

Рассылка ЛПР.  Подпишитесь на новости!

7. Транспортная реформа

Транспортные вопросы, сохранение и укрепление связей между различными регионами важны для России как ни для какой другой страны в силу географического положения и площади территории.

Воздушный транспорт

Малая авиация, которая могла бы способствовать решению этой задачи, является сегодня фактически развлечением для небольшого числа обеспеченных людей. Главная причина - государственное регулирование и искусственные ограничения. Мы считаем, что необходимо ввести уведомительный порядок полётов, убрать любые специфические ограничения для создания и деятельности частных аэродромов и аэропортов. Выдача лицензий на управление самолетами должна стать частным вопросом страховых компаний, страхующих конкретное воздушное судно и отвечающих за выдачу лицензий своими деньгами и репутацией. Воздушное пространство над всеми городами должно быть открыто для частных вертолетов, наряду с вертолётами полиции и спасательных служб.

Водный транспорт

Ещё одной отраслью с недоиспользованным потенциалом является водный транспорт, который фактически ограничен туристическими целями. Данная сфера должна быть дерегулирована и освобождена от обязательных сегодня государственной регистрации и технического осмотра. Все функции выдачи лицензий и регистрации должны быть переданы частным компаниям. Пока реки находятся в состоянии общей собственности, государство не вправе устанавливать ограничения на передвижение по ним. В дальнейшем в случае приватизации участков, на которых находятся водные объекты, вопрос о проходе судов будут решать собственники.

Железнодорожный транспорт

Железные дороги по-прежнему являются важнейшими артериями, связывающими между собой практически все регионы России, но сегодня эта сфера находится в кризисном состоянии. Необходимо продолжить политику разгосударствления российских железных дорог, начатую в 1990-ые годы, в частности полностью приватизировать ОАО «РЖД» и отдельные выделенные из него дочерние компании, такие как, к примеру, «Центральная пассажирская компания». Следует снять все ограничения на создание конкурирующих маршрутов и строительство новых частных железных дорог. Необходимо помнить, что на рубеже 19 - 20 веков в России хватало частных железных дорог, и они были эффективными.

Автомобильный транспорт

Российские автомобильные дороги известны во всем мире своим низким качеством. Необходимо провести кардинальное реформирование в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог с целью перейти к частной собственности и дерегулировать отрасли. 

Реформирование данной сферы будет носить долгосрочный характер и начнётся со снятия запрета и ограничений на строительство частных дорог, а также с приватизации дорожно-строительных и эксплуатирующих организаций. 

Все дороги, находящиеся в государственной собственности, будут разделены на три категории: муниципальные, региональные и федеральные. Муниципальные дороги должны быть переданы в долевую собственность владельцам земельных участков и построек, расположенных вдоль дороги. Они могут самостоятельно решить, как использовать соответствующие участки дороги, либо приватизировать её и определить бизнес-модель для управления ими: взимать плату за проезд или получать доход от установки рекламы или от придорожных сервисов. Региональные дороги, мосты и тоннели должны быть проданы на аукционах, а вырученные деньги - направлены в Фонд реституции государственных пенсий. Федеральные трассы остаются в общей собственности и финансируются за счёт целевого налога. Налог на федеральные дороги является добровольным и гражданин вправе отказаться от его уплаты, но в таком случае ему придётся либо отказаться от пользования федеральными трассами на личном транспорте (в пользу частных дорог-дублёров), либо платить за каждое пользование данной трассой. Ситуация, когда строительство дороги оплачивают все граждане страны, включая граждан, живущих в районах, слабо оснащённых дорогами, неприемлема и несправедлива. Суммы, вырученные от налога на федеральные дороги, могут использоваться только для содержания данных трасс, и налог должен рассчитываться соответствующим образом. С падением спроса на федеральные государственные дороги они могут быть приватизированы, став просто конкурирующими маршрутами для возникающих частных дорог. 

Правила дорожного движения представляют собой правила эксплуатации и инструкцию по технике безопасности. За исключением частных расхождений, они едины для всех стран. Владельцы дорог вправе сами устанавливать правила безопасности на принадлежащих им дорогах; однако вносить существенные изменения в действующие нормативы будет для них невыгодно. 
Мы предлагаем вывести из КоАПП и УК РФ статьи о нарушениях безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта. Случаи правонарушений на дорогах (гибель людей, повреждение имущества) должны рассматриваться судами на общих основаниях.
В связи с упразднением дорожной полиции (см. пункт «Правоохранительная система») следить за безопасностью на дорогах будут сами владельцы дорог, их представители, страховщики и муниципальная полиция. Не должно быть ограничений на публикацию и распространение списков злостных нарушителей безопасности на дорогах.