Logo

Рассылка ЛПР.  Подпишитесь на новости!

5. ЖКХ

Ситуация с российским ЖКХ близка к катастрофической и характеризуется высоким уровнем износа всей коммунальной инфраструктуры и административной зарегулированностью, которая порождает чудовищную коррупцию. Частный бизнес и частная инициатива в этой сфере связаны по рукам и ногам, и, по сути, вся сфера находится на откупе у чиновников и аффилированных с ними компаний.

Реформирование ЖКХ подразумевает ряд срочных мер, первая из которых – отмена обязательной прописки («регистрации») по месту жительства/нахождения. Перейти на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями, запретить государству и муниципалитетам быть собственниками и учредителями управляющих кампаний. Начать процесс разгосударствления МУПов, ГУПов в коммунальной сфере через передачу их в коллективную собственность жителей или приватизацию.

Полная отмена взносов за капитальный ремонт и их возврат собственникам за счёт фонда реституции государственного имущества.

Фундаментом реформы должна стать отмена ст. 40 Конституции РФ, которая гарантирует т. н. «право на жилище», а в реальности - даёт государству полномочия под предлогом исполнения Конституции наживаться на данной сфере в отсутствие конкуренции. Жилищный кодекс подлежит отмене целиком, правовое регулирование должно осуществляться по общим принципам гражданского законодательства.

Одновременно с этим должно быть зафиксировано чёткое определение и закрепление прав собственности на квартиры и все объекты общей собственности многоквартирного дома. Сама модель поквартирной собственности – нонсенс. Это порождение советской системы, приучавшей человека к отказу от «буржуазных собственнических инстинктов», тогда как распространённой в цивилизованных странах моделью является доходный дом. Нужно устранить все законодательные препятствия на пути возрождения этого института. Государство и муниципалитеты должны быть лишены каких-либо полномочий по хозяйственному управлению многоквартирными домами и объектами инфраструктуры домов, которые переданы ТСЖ. Вся придомовая территория, указанная в первоначальной документации при строительстве, в случае, если она точечно не застроена иными объектами, возвращается в коллективную собственность жителей дома.

Третьим шагом будет отмена закона о «естественных монополиях», который налагает запрет на создание самостоятельных объектов коммунальной инфраструктуры и приватизацию государственных объектов соответствующего назначения. Нет ничего «естественного» в создании монополий в сфере ЖКХ; это не более чем борьба недобросовестных чиновников-бизнесменов с конкурентами с использованием силовых методов.

Сфера ЖКХ требует широкой приватизации. На практике с отменой государственной монополии незамедлительно возникнет множество альтернатив подключению к магистральным коммунальным сетям, в частности бойлерное, газовое отопление, локальные электростанции и проч. Собственник дома (ТСЖ, физическое лицо, акционерное общество и проч.) сможет сам выбрать наиболее приемлемый для него вариант. Полученные от приватизации средства должны быть направлены на краткосрочную программу сглаживания последствий переходного периода реформы ЖКХ, в частности на адресное субсидирование пенсионеров, не имеющих возможности оплатить услуги ЖКХ самостоятельно. Параллельно должны быть отмены все иные виды субсидирования, особенно перекрёстное, и регулирование тарифов на услуги ЖКХ. Оставшаяся часть средств от приватизации магистральной инфраструктуры ЖКХ должна быть направлена на создание временного страхового фонда для устранения негативных моментов переходного периода, таких как техногенные аварии и проч. Фонд прекращает свое функционирование через 5 лет.