Logo

Рассылка ЛПР.  Подпишитесь на новости!

1. Образование

Люди имеют право самостоятельно определять способ, место и объём получаемого образования в условиях рынка образовательных услуг. Навязывание единых и обязательных для всех государственных образовательных стандартов, а также бюджетное финансирование образования за счёт бездетных граждан и родителей, обучающих своих детей в негосударственных образовательных учреждениях, недопустимы.

В качестве неотложных первоочередных мер по реформированию системы образования мы предлагаем:

  • отменить законодательные нормы, устанавливающие обязательность полного общего образования, как нарушающие права и свободы граждан;
  • устранить государственные ограничения на создание и образовательную деятельность негосударственных образовательных учреждений, с предоставлением гражданам права самостоятельно определять способы, место получения и объём необходимого им и их детям образования. Люди вправе отказаться от государственного образования; в таком случае их налоги будут уменьшены на соответствующую сумму.

В долгосрочной перспективе государственное финансирование образовательных услуг должно быть полностью прекращено. Мы упраздним федеральное Министерство образования и науки со всей его вертикалью и устраним любые административные и законодательные препятствия для приватизации государственных общеобразовательных учреждений.

Основным, если не единственным, принципиальным отличием высшего образования от среднего является совершеннолетие (дееспособность) непосредственных получателей образовательных услуг. Поэтому высшим учебным заведениям должно быть предоставлено право вести хозяйственную (научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую) деятельность. Участие в такой деятельности студентов и преподавателей должно быть добровольным.

Реформирование высшего образования следует провести в сжатые сроки, во-первых, упразднив диплом государственного образца и иные виды государственного лицензирования образовательной деятельности; во-вторых, отменив законодательные и административные барьеры для приватизации всех государственных вузов России. Конкретный механизм разгосударствления выбирается на уровне муниципалитета, на территории которого находится вуз. Вузы самостоятельно формируют образовательную политику, в т. ч. правила приёма абитуриентов, программу и проч.